Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь - существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Если ребенка привели на занятия в 2-2.5 года (для детей с ЗПР, ЗПРР и др) - шанс догнать возрастную норму очень высок.
А если привели в 4-5 лет, можно улучшить речь, но не максимально восстановить.
Период от 1 года до 2х лет можно разделить на несколько частей, в промежутках которых наблюдается значительный прогресс.
1 год 1 месяц ребенок:- различает отдельные предметы по форме, может выделить куб и шар;
- играет с другими детьми:протягивает игрушку, сопровождая свои действия лепетом и смехом;
- самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия;
- понимает названия различных предметов, знает слово "нельзя", выполняет несложные поручения;
- узнает знакомых людей на фотографии;
- самостоятельно ходит;
- легко подражает отдельным слогам и произносит 5-10 слов;
- самостоятельно пьет из чашки.
1 год 3 месяца ребенок:С года этапы развития ребенка разделяются на интервалы длиной в 3 месяца.
- играет самостоятельно или с другими детьми воспроизводит в игре различные действия - кормит куклу с ложечки, собирает пирамидку и т.п.
- самостоятельно ест густую кашу ложкой;
- различает 2 разных по величине предмета (маленький и большой мяч и пр.);
- долго ходит самостоятельно, меняет положение тела: садится и встает;
- лепечет и использует облегченные слова: "мама", "Дай", Бах" и др.;
1 год 4 месяцаУ ребенка значительно увеличивается запас понимаемых слов. Вам может показаться, что он знает все, о чем вы говорите - но не может выразить свои мысли словами. Разговаривайте с малышом: на прогулке рассказывайте все ,что видите вокруг, при кормлении - сопровождайте свои действия словами! Поощряйте малыша говорить.
1 год 6 месяцев ребенок:- умеет сопоставлять предметы по форме и величине (например ,подбирает кубики к кубикам и др);
- движения становятся более координированными. Теперь ребенок не просто ходит, но может перешагнуть лежащие на полу предметы;
- называет отдельные предметы словами - обычно в состоянии удивления, радости или других сильных эмоций;
- воспроизводит действия, которые часто видит в повседневной жизни - кормит и умывает куклу, катает коляску и др);
- по слову находит несколько предметов, похожих по назначению, но разных по цвету и величине (например: если вы просите принести мяч, он может дать вам два мяча - синего и красного цвета ,выбрав их среди других игрушек);
- самостоятельно ест жидкую и твердую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев ребенок:- играя, различает разные по величине и цвету предметы;
- может ходить на небольшой высоте от пола (15-20 см), например, играя на детской площадке;
- может раздеться с помощью взрослого;
- говорит предложение из 2 слов;
- охотно отвечает на вопросы взрослого (например, при рассматривании картинок в книге);
Именно в этот период у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно ценить и всячески поощрять свое чадо. Начинайте приучать ребенка класть игрушки на свои места, хотя бы одну, самую любимую. Он охотно будет выполнять просьбы, ведь так - сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.
2 года ребенок:- ориентируется в игрушках ,различает их по цветам, форме и размерам, может подобрать что-то по запросу - например, принести все мячики, все красные игрушки и т.п.;
- воспроизводит в игре логически связанные действия. Например, сначала купает куклу, а затем ее вытирает и укладывает спать.;
- уверенно ходит, перешагивает через препятствия;
- общаясь со взрослым, строит предложения из 2-3 слов. Задает вопросы: куда? где?
- словарь ребенка 200-400 слов!
- пытается самостоятельно одеваться и успешно это делать с помощью взрослого.