Детям с расстройствами аутистического спектра могут мешать различные факторы при общении, такие как сенсорные барьеры, ускользающее внимание, недостаточный опыт в коммуникации, отсутствие средств общения, тревожность, стереотипность деятельности и сложности в установлении социальных связей.
Человек, желающий высказаться, обычно начинает говорить быстрее, чем тот, у кого нет, что сказать. Однако как обеспечить разнообразные деятельности, если у человека ограничен или затруднен доступ к речи?
Развитие коммуникативных навыков эффективнее происходит в рамках группового взаимодействия.
Основные принципы общения в группе включают:
- поддержку инициативы,
- учет внутренних мотиваций и интересов,
- создание успешного опыта и эмоциональной осознанности,
- гибкую структуру занятий,
- использование визуализации и разнообразных коммуникативных средств,
- уважение личности каждого участника.
Взаимодействие участников в группе может происходить через:
- наблюдение,
- выражение эмоций и ощущений,
- подражание,
- обмен предметами,
- совместную деятельность,
- соблюдение очередности,
- инициативу в диалоге,
- выполнение действий по правилам.
Коммуникативные группы имеют важное значение, поскольку способствуют развитию самостоятельности, опыту взаимодействия с одногодками, умению действовать по общим правилам, использованию различных средств коммуникации, адаптации в обществе, развитию лидерских навыков, самореализации и способности к успешной социализации.